Модель-аппликация Эволюция систем органов позвоночных животных  

Модель-аппликация "Эволюция систем органов позвоночных животных"
1.Назначение пособия
Пособие предназначено для использования в качестве демонстрационного материала в средней общеобразовательной школе в по разделам «Животные» и «Общая биология». Также данное пособие можно использовать в ВУЗах, на занятиях по биологии. Настоящая модель-апликация посвящена эволюционным изменениям систем органов у позвоночных животных.
2.Устройство пособия и комплектация
Пособие включает в себя 10 двусторонних карточек (№ Э1–Э20), на которых изображено строение различных систем органов позвоночных животных. Карточки демонстрируют эволюцию каждой системы органов, и все системы органов одного животного. Для обозначения различных систем органов применено цветовое кодирование.
Карточки покрыты ламинирующей пленкой и снабжены магнитным креплением, позволяющим монтировать приведенную ниже схему на магнитной доске или экране.
3. Методика работы с моделью
Карточки пособия можно демонстрировать двумя способами, в зависимости от поставленной цели урока.
1. Если изучается внутреннее строение какого-либо из классов позвоночных, то на доске монтируются карточки, изображающие:
1) Скелет (обозначен серым цветом)
2) Пищеварительную (зеленый, пищеварительные железы выделены коричневым), дыхательную (голубой) и мочеполовую системы (органы выделения – розовые, репродуктивные органы – фиолетовые).
3) Кровеносную систему (Венозная кровь обозначена синим, артериальная – красным, смешанная – фиолетовым).
4) Нервную систему (обозначена желтым цветом, мозг – оранжевым).
2. Если рассматривается эволюция какой-либо системы органов, на доске монтируются рядом карточки, изображающие развитие каждой системы органов у представителей различных классов позвоночных. Вначале демонстрируется эволюция скелета, пищеварительной, дыхательной и мочеполовой систем. Затем карточки переворачиваются и демонстрируется строение кровеносной и нервной систем у животных:
1) Костной рыбы
2) Лягушки (земноводного)
3) Ящерицы (пресмыкающегося)
4) Голубя (птицы)
5) Собаки (млекопитающего)
4. Теория вопроса
Позвоночные животные являются подтипом животных типа Хордовые. Эволюционный процесс у всех позвоночных сопровождался развитием одного плана строения. Первичный осевой скелет – хорда постепенно заменился позвоночником. Внутренний скелет позвоночных, при своей прочности, является гибким.
Развилась мощная мускулатура, что привело к развитию процессов дыхания, питания, кровообращения и сказалось на развитии соответствующих систем органов.
Органами размножения у позвоночных являются яичники у самок и семенники у самцов. Позвоночные животные, ведущие водный и полуводный образ жизни – рыбы и земноводные при размножении мечут икру, у пресмыкающиеся и птицы являются яйцекладущими, а у млекопитающие, за исключением самых примитивных – живородящие животные.
Кровеносная система замкнутая. Органами дыхания у рыб служат жабры, а у наземных позвоночных – парные легкие. Органами выделения у водных позвоночных служат туловищные (мезонефрические) почки, а у наземных позвоночных – тазовые почки (метанефрические).
Повышение подвижности и активности также привело к усложнению нервной системы и органов чувств. Нервная система состоит из головного и спинного мозга и периферических узлов, у позвоночных она имеет сложное трубчатое строение.
5. Правила хранения
Хранить модель следует в сухом отапливаемом помещении, при температуре около 15-250С и влажности не более 80%.