Модель-аппликация Типичные биоценозы  

Модель-аппликация "Типичные биоценозы"
1. Назначение пособия
Пособие предназначено для использования в качестве демонстрационного материала в средней общеобразовательной школе в по разделу «Общая биология». Также данное пособие можно использовать в ВУЗах, на занятиях по экологии.
2. Устройство пособия и комплектация
Пособие включает в себя 32 карточки (№ Р1-Р32), на которых изображены следующие живые существа:
Растения 1. На карточках № Р1-Р2 изображены растения водоема (пресноводные водоросли, кубышка желтая).
2. На карточках № Р3-Р5 – растения, встречающиеся на болотах (мхи, хвощ, рогоз).
3. На карточках № Р6-Р8 – луговые растения (клевер, тмин,одуванчик).
4. На карточках № Р9-Р12 – растения смешанного леса (сосна, копытень, шиповник, клен).
Животные 5. На карточках № Р13-Р15 – беспозвоночные животные (дождевой червь, перловица, стрекоза).
6. На карточках № Р 16-Р17 – рыбы (лещ и щука), Р18 – земноводное (лягушка), Р19 – змея (уж).
7. На карточках № Р20-Р24 – птицы (гусь, глухарь, выпь, перепел, сова)
8. На карточках № Р25-Р32 – млекопитающие (полевка, кабан, выдра, бурундук, летучая мышь (обыкновенный ушан), крот, олень и волк в порядке возрастания номеров).
Все карточки покрыты матовой антибликовой ламинирующей пленкой и снабжены магнитным креплением, позволяющим монтировать приведенную ниже схему на магнитной доске или экране.
3. Методика работы с моделью
Модель является многофункциональной.
1. Во-первых, из карточек данной модели можно подобрать растения и животных, характерных для четырех распространенных биоценозов: водоема, болота, луга и смешанного леса. Также можно объяснить, как один тип биоценоза сменяется другим, исчезают одни виды растений и животных и вместо них появляются новые.
В данном случае следует помнить, что четко распределить по различным биоценозам можно растения, а для большинства животных характерно то, что их можно встретить в различных средах обитания. Тем не менее, существуют общие закономерности: в водоеме обитают перловица, лещ и щука. Лягушку можно встретить в водоеме, на болоте или даже на лугу, стрекоза обычно также держится ближе к воде. Дождевой червь и крот обитают в почве, но она не должна быть переувлажненной, следовательно подходят только биоценозы луга и леса. Ужа можно встреть на лугу и болоте.
Что касается птиц: гусь водоплавающий и гнездится на берегах водоемов, выпь можно встретить у водоема и на прилегающих болотах, перепел водится на лугах, а глухарь – в чаще леса. Сова обычно живет в чаще леса а охотится может в биоценозе любого типа. Из млекопитающих: выдра охотится в водоеме и строит норы на берегу водоема, полевка обитает на лугах, кабана, бурундука, оленя и волка обычно можно встретить в чаще леса. (Кроту, сказано выше, подойдут и луг и лес). Ушану больше подходит лес.
В ходе монтажа схемы можно задать учащимся вопросы, где они встречали тех или иных животных.
2. Во-вторых, карточки можно распределить по средам обитания тех или иных растений (указано в комплектации) и животных: водной (перловица, лещ, щука), почвенной (дождевой черви и крот), наземно-воздушной (стрекоза, летучая мышь и все птицы), и наземной (остальные животные).
3. В-третьих, из карточек данного набора можно собрать примеры пищевых цепей и сетей. (Например: бурундук питается шишками сосны, а им в свою очередь может питаться сова. Или в почве – крот питается дождевыми червями, в водоеме: лещ питается водной растительностью, а им питается щука, и тому подобное).
По ходу монтажа модели учитель объясняет учащимся теорию. Также модель можно использовать для контроля знаний, учащиеся могут сами собрать схемы биоценозов и пищевых цепей.
4. Теория вопроса
Биоценоз – совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, совместно населяющих участок суши или водоема. Термин «биоценоз» предложил К. Мёбиус в 1877 году.
Все компоненты биоценоза зависят от определенной совокупности биотических и абиотических факторов, свойственных данному месту обитания. Для компонентов биоценоза характерны сложные пищевые связи, межвидовая и внутривидовая конкуренция. Биоценоз характеризуется определенной биомассой, продукцией, а также упорядоченностью строения – структурой.
Тип биоценоза и его видовой состав может меняться под воздействием изменения условий окружающей среды.
5. Правила хранения
Хранить модель следует в сухом отапливаемом помещении, при температуре около 15-250С и влажности не более 80%.
После демонстрации рекомендуется проверить комплектность модели.